Гарант-Сервис
Тел./Горячая линия 8 800-200-13-45
Тел./ офис (4742) 56-78-18
56-78-16, 56 78 14

В системе ГАРАНТ появилась новая возможность

Теперь Вы можете смотреть видеозаписи Всероссийских спутниковых онлайн-семинаров, а также знакомиться с анонсами предстоящих мероприятий.

ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Интервью на тему: «Совершенство в любом деле безгранично.
Верхней планки не существует и не может существовать»

20 декабря 2016 года компания «Гарант-Сервис» провела интернет-интервью с заведующей кафедрой государственно-правовых дисциплин ФГБОУ ВО ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, кандидатом юридических наук, доцентом — Калининой Еленой Владимировной.

Тема: «Совершенство в любом деле безгранично. Верхней планки не существует и не может существовать».

Ведущая: руководитель по работе с органами государственной власти, вузами и библиотеками ООО «Гарант-Сервис» Сергова Ольга Ивановна.

Ведущая:Добрый день, Елена Владимировна! Современные исследователи пытаются понять, привносит ли получение высшего образования в жизнь человека нечто большее, чем просто университетский диплом? А как по Вашему мнению высшее образование влияет на человека?

Калинина Е.В.: Аспектов влияния образования на личность очень много, а в случае с высшим образованием – в особенности. Это не только профессиональные знания, большое число встреч с умными и интересными людьми, но и общее расширение кругозора, развитие аналитических способностей, повышение личной мобильности.

Первое, что бросается в глаза, когда занимаешься педагогикой и имеешь возможность наблюдать одних и тех же людей на первом курсе и в момент окончания вуза, – это, извините за сравнение, «печать интеллекта» на их лицах: уверенный взгляд, глубокие суждения, сложившаяся собственная позиция по многим жизненным вопросам. Конечно, не все заканчивают вузы одинаково успешно, но те, кто получает диплом, уже чувствуют себя победителями, понимают, что, преодолев немалые сложности, уже добились некоторого успеха в жизни. И их уверенность в себе, безусловно, возрастает.

Вероятно, не будет преувеличением сказать, что именно высшее образование дает человеку возможность в наибольшей степени реализовать себя в профессиональной деятельности, состояться личностно. Даже в том случае, когда бывший студент не работает по полученной специальности, те знания и навыки, которые он получает в вузе, делают его более свободным в своем выборе и, конечно, более компетентным.

Я уж не говорю о том, что дружба, которая возникает в студенческие годы, становится самой крепкой по жизни. Спросите у любого человека, закончившего вуз, какие годы он считает самыми яркими в своей жизни? Практически каждый ответит, что это — именно время обучения в вузе, студенчество.

Ведущая: С недавнего времени в университете создано 6 крупных профильных институтов, которые объединили специалистов кафедр, занимающихся родственными направлениями. Как Вы расцениваете целесообразность и перспективы такой реструктуризации?

Калинина Е.В.: Говорить о том, что рестуктуризация дала какой-то видимый эффект, вероятно, еще рано, т.к. с момента объединения не прошло и года. Однако определенное рациональное зерно в проведенной реорганизации, безусловно, есть. И прежде всего это касается небольших кафедр, которым ранее было сложно конкурировать с более крупными и востребованными и по объему работы, и по реализации в научной сфере, и по позиционированию себя в вузе.

К настоящему времени появилось больше возможностей для выстраивания совместных межкафедральных проектов в научной и образовательной сферах, окрепли внутривузовские связи, повысился «градус ответственности» за общее дело и эффективность университета в целом.

Благодаря этому актуализируется содержание преподаваемых дисциплин, возрастает обеспеченность научности и фундаментальности знаний студентов, их познавательной самостоятельности, тяги к исследовательской и профессиональной деятельности.

Особо хотелось бы отметить одно из последних достижений Университета — Приказом Рособрнадзора от 22.12.2016 года Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского считается аккредитованным по всем заявленным уровням профессионального образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура)! Теперь ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского – не просто университет, а научно-образовательный центр, имеющий возможность реализовывать образовательные программы на всех трех ступенях высшего образования. Аккредитовано 8 направлений магистратуры и 10 — аспирантуры. Для вуза открываются перспективы создания собственных диссертационных советов, масштабной научной и социокультурной деятельности. Университет получит больше бюджетных мест.

Ведущая: Принимает ли Ваш ВУЗ участие в международных проектах, мероприятиях, связанных с развитием современной науки и обменом опыта?

Калинина Е.В.: В настоящее время вуз, действительно, весьма активно развивает образовательные и научные связи, в том числе, международные.

С целью развития международного сотрудничества в Университете в 2015 году на базе международного факультета был создан отдел международного сотрудничества. Основной целью отдела является интеграция университета в международное образовательное пространство за счёт формирования полиязыковой и поликультурной среды для международного сотрудничества, развития партнёрских отношений с зарубежными странами и расширения географии международного сотрудничества.

Научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского направлена на достижение основной цели — подготовки специалистов, обладающих современными профессиональными навыками. В 2015 году вуз был включен в ежегодный Национальный Реестр «Ведущие научные организации России – 2015».

Университет принимает участие в многочисленных конкурсах и программах. Достаточно посетить сайт университета, чтобы увидеть, какую поистине колоссальную работу вуз проводит сегодня в этой сфере. Это, например, участие в:

Международном отраслевом конкурсе изданий для вузов «Университетская книга — 2017»;

Конкурсе дизайнеров, объявленных Рейксмузеум в Амстердаме;

проведении научно-исследовательских работ за рубежом.

На базе университета проводится значительное число международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференций, посвященных самым актуальным проблемам науки, подготовки педагогических кадров, экономическому и культурному развитию страны и Липецкой области в частности. Пять лет университет активно участвует в проведении Всероссийского Фестиваля науки.

К совместной исследовательской работе привлекаются ведущие специалисты-практики, ученые из академических институтов и ведущих вузов страны (например, Института истории материальной культуры РАН, Института географии РАН, Института этнологии и антропологии РАН, Института археологии РАН).

Эти связи способствуют повышению качества научно-исследовательской деятельности и внедрению инновационных педагогических технологий в учебный процесс вуза.

В 2015 г. в университете был создан Отдел международного сотрудничества, который выполняет функции повышения академической мобильности профессорско-преподавательского состава и студентов университета, привлечения иностранных партнёров. У ЛГПУ сегодня налажены деловые связи с университетами многих зарубежных государств: Македонии, Франции, Индии, Германии и т.п.

Высокий уровень исследовательской деятельности ученых университета подтверждается опубликованием работ в крупнейших издательствах и журналах не только России, но и США, Германии, Англии, Франции, Индии, Белоруссии, Болгарии, Польши, Украины и других стран.

Особо хотелось бы отметить, что в 2016 г. научно-педагогическими работниками университета получено 10 охранных документов на право интеллектуальной собственности (4 патента на изобретения, 2 свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ, 4 свидетельства о государственной регистрации базы данных, правообладателем которых является университет)

Одной из главных задач университета является сохранение и развитие интеллектуального и творческого потенциала.

Ведущая: Что лежит в основе качества современного образования?

Калинина Е.В.: В основе качества образования всегда лежит профессионализм педагога, его творческий подход к своему делу, способность увлечь своим предметом, пробудить интерес к нему и к самому процессу обучения.

Но это, конечно, только одна сторона процесса. Качество образования во многом обусловлено еще и такими составляющими, как: продуманность учебных программ, связь с практикой, высокий уровень организации учебного процесса, соответствие современным требованиям по его техническому «насыщению».

Ведущая: Какие темы сейчас интересуют Вас в научной деятельности?

Калинина Е.В.: Как-то так сложилось с момента обучения в ВУЗе, что меня всегда интересовали темы новые, актуальные и необходимые, практикоориентированные в конкретный период развития. Так, в начале 90-х, обучаясь в юридическом вузе, я занималась исследованиями в области права и правоприменения защиты прав репрессированных граждан и реабилитацией жертв политических репрессий, прежде всего – возмещением материально (имущественного) ущерба и возмещения морального вреда – это самое сложное

Позднее, в начале 2000 годов, когда после практической работы я пришла преподавателем в ВУЗ и стала заниматься научно-исследовательской работой в сфере несостоятельности (банкротства). Самым актуальным в то время был вопрос в определении правового статуса арбитражного управляющего. Данное увлечение вылилось в разработку и в последующем защиту кандидатской диссертации. В 2005 году успешно прошла защита в диссертационном совете Волгоградской Академии МВД России и присвоена ученая степень – кандидат юридических наук по специальности 12.00.03. (Гражданское право, предпринимательское право, международное частное право, семейное право). В 2010 году – звание доцента.

В конце 2010 начале 2011 года мои научные взгляды несколько изменились. Мне стала интересна тема реализации медиации и медиативных технологий при разрешении споров и правовых конфликтов.

Хотя, если внимательно посмотреть и осмыслить, мне всегда были интересны направления защиты прав и свобод человека. Для меня всегда была близка пословица: «Худой мир – лучше доброй ссоры». Я еще со школьной поры пыталась объяснить существующий конфликт, найти «золотую середину» спора, или, по крайней мере, постараться.

Основным принципом по жизни (в семье, с друзьями, на работе, в общении со студентами) выступают – разумность, добросовестность и справедливость.

Ведущая: Как на Ваш взгляд изменился портрет студента за последние 10 лет?

Калинина Е.В.: Скажем честно, студент, действительно, значительно изменился и, к сожалению, не во всем в лучшую сторону.

Из тех изменений, которые можно только приветствовать, следует назвать повышение уровня самостоятельности современной молодежи, уверенности в себе, нестандартности мышления.

Но что касается изменений не самого лучшего свойства, то они, к сожалению, во многом связаны с вторжением в нашу жизнь всевозможных гаджетов — смартфонов, планшетов и др., которые далеко не всегда используются правильно. Ребята стали более рассеянными, интернет-зависимыми, их внимание трудно удержать, и не только потому, что неинтересно, но и потому, что многие не могут прожить без виртуального общения даже 40 минут. И главное — у ребят утрачивается навык запоминания и фиксации в памяти даже самых простых вещей. Зачем запоминать, если всегда под рукой смартфон и доступ к Википедии? И это, к сожалению, не очень хорошая тенденция.

Ведущая: Какие способы стимулирования (поощрения) познавательной деятельности студентов Вы используете в работе?

Калинина Е.В.: Прежде всего, предложение для изучения тех вопросов, которые актуальны, практически ориентированны и вызывают неподдельный интерес аудитории. Проблем у меня с этим нет, поскольку преподаваемые мной дисциплины – это наша повседневная жизнь: «Гражданское право», «Трудовое право», «Наследственное право», «Гражданское процессуальное право» и, конечно – «Основы медиации».

Хороший отклик находят инновационные формы проведения занятий. Это активные и интерактивные формы: деловые игры, диспуты, решения проблемных ситуаций. Моим студентам очень нравятся занятия виде деловой игры, по заранее разработанному (с непосредственным их участием) сценарию с последующей видеосъемкой. После процесса монтирования (самостоятельно студентами) отснятого материала – просмотреть, обсудить и выявить проблемы материального и процессуального права, изучаемого в ходе данного учебного занятия.

Ведущая: Есть ли в вузе статистика трудоустройства выпускников? Каков % трудоустройства по специальности?

Калинина Е.В.: Да, такая статистика является одним из ключевых показателей в определении эффективности работы любого ВУЗа в России. Для университета эта позиция никогда не была провальной.

Сферы трудовой деятельности выпускников Университета разноплановы, но, прежде всего (и это больший процент) – работа в образовательных организациях. Если посмотреть конкретно на трудоустройство студентов ИИПиОН: образовательные учреждения, архивы и музеи, экспертные организации, органы государственной и муниципальной власти, правоохранительные органы, судебная система.

Ведущая: Каково Ваше самое большое профессиональное достижение на данный момент?

Калинина Е.В.: Этот вопрос для меня, наверное, самый сложный. Вся моя профессиональная деятельность, начиная с момента поступления в ВУЗ, напоминает мне маршрут движения в гору. Но не простой подъем по горной дороге, с опорой на посох, в подъем по лестничному маршу, а ходьба, бег, бег с препятствиями. Все, что сейчас меня окружает и характеризует с позиции моей профессиональной деятельности – наверное, и является профессиональным достижением. И когда слышишь разговор абитуриентов и их родителей о выборе Университета и правового направления для обучения «…конечно, к Елене Владимировне…» — это дорогого стоит.

У меня всегда присутствует чувство неудовлетворенности собой и своими успехами. Я знаю, что могу сделать больше, но каждый раз, когда я это делаю – понимаю, что необходимо идти дальше и выше... (подъем по ступеням))))

Ведущая: Приходилось ли Вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы?

Калинина Е.В.: Да, как любому человеку хоть раз, но приходится переступать через свои принципы. Мы живем в социуме, динамично развивающемся мире. Не всегда вокруг происходят объективные процессы с которыми ты всецело согласен и безоговорочно их принимаешь. Но приходиться с этим соглашаться и принимать. Я юрист, а юрист строит свою деятельность в соответствии с законом и во исполнение закона, не забывая о принципах разумности, добросовестности и справедливости))). Кстати, это основополагающие принципы гражданско-правового регулирования в отечественном Гражданском праве, которое я преподаю уже на протяжении 16 лет.

Ведущая: Какими, по-вашему мнению, качествами должен обладать современный преподаватель?

Калинина Е.В.: Нужно заметить, что преподаватели ВУЗов являются не просто учителями, основная задача которых является просто грамотная подача изучаемой дисциплины. Университетские преподаватели являются своего рода наставниками, помогающие студентам найти место в жизни, освоить любимое дело и стать настоящим профессионалом в выбранной профессии. Очевидно, что в данной ситуации требования к педагогам значительно выше, чем в начальных учебных заведениях. Уважение к студентам, компетентность, профессионализм, коммуникативность, справедливость, умение признавать ошибки…

Ведущая: Что бы Вы хотели пожелать своим сегодняшним коллегам?

Калинина Е.В.: Любить свою работу, профессионального роста, успехов в саморазвитии, научных и творческих успехов, но, прежде всего – здоровья и семейного благополучия (будут эти две составляющие – все остальное преодолимо и реализуемо (Я это точно знаю).

Ведущая: Елена Владимировна, благодарим Вас за такую интересную беседу и желаем дальнейших успехов в профессиональной деятельности, оптимизма, новых интересных идей и возможностей для их воплощения.

Бесплатный доступ к системе Гарант на 3 дня

Подберем для вас уникальный комплект и скидку на систему Гарант